Жизнь односельчан в период введения кантонной системы в Башкортостане



Фото Шэжэре составленная
И.Ф. Мутаевым 1.06.1978 г
Как жили наши предки? Об этом можно узнать в книге Хуснуллы Нутфулловича Хамитова "Атайсал-Сибай тыуган тэйэгебез"
В основном скотоводство.Заготавливали сено для крупного скота,а табун лошадей обычно находились в тибенёвке(паслись свободно,
кобыли питались ковылью,которых копытами откапывали через покровы снега.Однако,старики поступали умно,табуны время от времени
гоняли из одного места в другие открытые места,где снега мало,откопывать траву лошадям было намного легче.Табуны и стада рогатых
были только у богатых им на работу нанимались бедные,помогали справиться с доением кобыль и коров,выполняли другие дела по хозайству,
например сенокосом
Содержать скотину и другую живность было трудно, особенно уменьшалось поголовье из-за частых заслушивых летних и сильно заснеженных
зимних сезонов,наступали голодные года.
Некоторые жители уезжали из деревни и нанимались на работу зажиточным русским, и умудрялись накопить деньги или брали оплату натурой
(живность,картошку,зерно и фураж и другие).
Тяжёлым бременем для односельчан было содержание так называемых башкирских войск, которых ввели 1789 году.
Почему так называемая?
Потому что введённая кантонная система была полувоенной,был начальник кантона,"офицерские" чины и рядовые.Например,зауряд-сотник,
зауряд-хорунжий и так далее,войско само иррегулярное.То есть нерегулярное, а привлекались к военным действиям в черезвычайных
обстоятельствах или военным походам,приграничной службе.Слово зауряд означает,что чин сотник или хорунжий не приравнивается
чину регулярного войска,обладатель чина зауряд-сотник на самом деле не обладает чином сотника.Хитроумная кантонная система для
башкир была со стороны Российской царьской власти средством сдерживания и подавления свободолюбия башкир,использования их умения воевать.
Их великолепные качества,как мобильность,выносливость,неприхотливость самих и их коней,большая дисциплина и храбрость и другие
Кантонный начальник строго следил за соблюдением подчинённости башкир законам царьской власти.Он был всем,местный государь,повелитель
вершител судеб людей,живущих в подвластной ему территории.Мог судить и помиловать.Захочет сдаст властям,а там Сибирь,каторга.
На службу брали одного крепкого молодого или среднего возраста мужчин(от 18 до 55 лет)из пяти -шести хозяйств.Он числится казаком
и привлекался к службе в любое время с отрывами по надобности.Содержание этих привлечённых к службе легло на плечи населения.
Царьская власть оплачивала частично содержание башкирских войск при участии их в серьёзных военных сражениях в войне с другими государствами.
башкирский народ оставил песню "Колой кантон",которая раскрывает сущность кантонных начальников.Бесчинство кантонных начальников вполне
устраивало царьское правительство.Русские чиновники часто сами подталкивали начальников коренного населения на злодеяния.Например,некий Соколов надоумил Аккола
Биктимерова собрать деньги с призванных на учения казаков резервных полков башкир в 1811 г,якобы для освобождения от участия в войне,которая ожидалась
с Наполеоном.С каждого казака по распоряжению кантонного начальника собрали по 6 руб,по 4 руб Соколову,а по 2 руб Акколу.Исполнителями были старшины
Юлбарыс Бикбулатов,Ибрагим Айсыуаков,Буранбай Котдосов.По поводу сбора денег доложил сенату старшина Сырлыбый Астыров.Потом в 1820 г был суд и главными
(Почему так поздно?,в 1812 началась та ожидаемая война и суд был отложен)
"виновными" окажутся командиры сотни старшины Буранбай и Ибрагим,а Аккол избежал каторги из-за преклонного возраста и болезни.Он был лишён всех
привелегий.Это яркий пример использования местного начальствующего башкира русскими чиновниками в своих корыстных целях.
Но и Аккола нельзя оправдывать,так как он мог не брать деньги,однако наверное был уверен в своей безнаказанности,ведь многие его злодеяния сходили с рук.
Башкирскому народу пришлось нести двойное бремя в Великой Отечественной войне 1812 года,полки создавались только на средства народа,а 1811 году уже собраны
были деньги,о чём говорилось выше.
Имеются достачно много документальных подтверждений про издевательства начальников кантона над своим народом.Про это можно узнать из множества
исторических источников.Для примера можно привести нижеперечисленные Литературу:
1.А.Асфандияров."Истроия сёл и деревень"
2.А.Биешев"История и борьба за свободу башкирского народа"
3.Алтон Стюарт Донелли "Завоевание Башкирии Россией 1552-1740"



На начало     назад к шэжэре первопереселенцев     Село Старый Сибай в XVIII и XIX веках

Утарбаев Сабит

Страница5